Продолжая тему садовых железных дорог, в этой статье мы поговорим о вопросах озеленения с точки зрения красивого оформления уличного макета. Сразу уточним, что данная статья касается прежде "фундаментальных" макетов, так как оформление "свайных" конструкций в большинстве случаев озеленения не подразумевает, хотя, конечно, бывают и исключения.
Говоря о садовой железной дороге в "фундаментальном", надо однозначно понимать, что это прежде всего элемент ландшафтного дизайна, который должен быть гармоничным, удачно вписываться в общую концепцию и не требовать особого ухода, иначе такая дорога будет мешать, быстро наскучит и в конечном счёте демонтируется.
Напротив, хорошо продуманный макет с соответствующим озеленением будет долгие годы радовать хозяев и их гостей, делая садовую железную дорогу ярким акцентом.
Важным критерием при озеленении макета является масштабность растений. Дело в том, что живое растение очень сложно уменьшить в 20..30 раз, не только габаритные размеры, но особенно размеры листьев/иголок, общую структуру растения. Неправильно подобранное растение будет вызывать диссонанс на фоне элементов железной дороги (рельс, моделей) и макет будет выглядеть "игрушечным". Другое дело, когда растения правильно подобраны "под размер" - такая дорога становится настоящим микромиром, который на фотографии будет сложно отличить от настоящей железной дороги.
(фото Franz Kuttler)
Подходящие растения для озеленения садовой железной дороги – низкорастущие и карликовые деревья и кустарники, а также отсутствие сорняков. Для имитации травяного покрова желательно использовать траву, сомасштабную моделям в саду. Реалистично можно моделировать луга многолетней травой с ярко-зеленым покровом высотой до 10 мм, например полевицей побегоносной. Конечно, такой газон требует постоянных покосов, поливов и подкормок, но и результат будет себя оправдывать. Другим вариантом, подходящим по внешнему виду и высоте покрова, но уже почти не требовательным к уходу, является мох (леукобриум).
Пример использования мха как имитации травы (фото M. Gliffe)
Карликовые деревья с подходящими размерами листьев/иголок, высотой не более 60 см, медленного роста являются необходимым элементом для создания ландшафта садовой железной дороги. Размеры ствола, стеблей, листьев, иголок и ветвей должны быть в правильной пропорции друг к другу. Такие виды деревьев причём, как хвойные, так и лиственные, более требовательны к условиям ухода. Так как саженцы не имеют мощной корневой системы, то для них необходима питательная почва, поливы, а так же различные подпитки и удобрения. Для придания нужной формы, размера и снижения размеров листьев рекомендуется постоянная обрезка и формирование кроны. Следует отметить, что далеко не все растения справляются с такой нагрузкой, что приводит к более частой, по сравнению с обычным садом, замене погибших деревьев на новые саженцы.
Важным свойством является морозостойкость растений. Дело в том, при интересной форме макета, особенно если он построен с вертикальным развитием как "альпийская горка", корни растений оказываются в зоне повышенного воздействия холода - земля быстрее промерзает, да и температура зимой в поверхностном слое может оказаться существенно ниже, чем для ровной поверхности. Таким образом, говоря о деревьях, лучше подбирать морозостойкие сорта. В качестве отправной точки имеет смысл обращать внимание на зону морозостойкости, показывающую при каких условиях растение будет успешно развиваться. В сложных климатических условиях на зимний период некоторые сорта карликовых деревьев и кустарников необходимо укрывать и утеплять. Конечно, зимняя эксплуатация садового макета в этом случае будет не столь красивой, но зато более вероятно, что растения без проблем переживут холодное время.
Для нашей климатической зоны лучше всего подходят колоновидные сорта западной туи, ягодный тис, а так же карликовые сорта обыкновенной (европейской) ели. Так же интересные растения можно найти среди можжевельников и кипарисовиков. Очень интересна канадская (сизая) ель, многие сорта которой имеют короткую, но при этом весьма пушистую хвою, делающую дерево прекрасным материалом для оформления садовой дороге. Из лиственных деревьев интерес представляют карликовые яблони и дубы. Для южных регионов достаточно часто используется самшит.
Хвойное дерево может быть величественным в садовом масштабе, составляя основу композиции. В то время, как лиственные деревья и кустарники придают уют всей композиции за счёт изменения окраски в течение сезона. Особенно это проявляется на фоне вечнозеленых растений.
Имитацию среднего уровня (кустарник) лучше всего делать из мелколистных почвопокровных растений.
Каменистые растения, мини-суккуленты образуют красивый медленнорастущий ковер и разнообразят ландшафт своим цветением. Такие растения как правило, многолетники и требуют небольшого ухода (мшанка, молодило, эльфийский тимьян). Они могут стать частью ковровых композиций, а также как заполнитель пространства между каменными композициями.
Подводя итог ещё раз скажем, что озеленение является трудоёмким и хлопотным делом, но, на наш взгляд, крайне необходимым, если мы говорим о садовой железной дороге как о красивом элементе садового дизайна.
P.S. фотографии к статье будут добавлены/изменены позднее.
Сообщение форума