Страница 1 из 3 123 ПоследняяПоследняя
Показано с 1 по 10 из 24

Тема: Маленькая Швейцария - опыт проекта

  1. #1
    Команда проекта Клуб 500 Аватар для Pooh
    Регистрация
    20.01.2018
    Адрес
    Москва
    Возраст
    43
    Сообщений
    3,880
    Записей в дневнике
    3
    Вес репутации
    10

    Маленькая Швейцария - опыт проекта

    Проект МШ стартовал весной 2015г и стал "первым блином" в тематике садовой железной дороги. На момент старта, конечно, планировалось довести проект до завершения, но ряд ошибок, проникших в стройку с первых дней, постепенно становился серьёзным обременением, препятствующим развитию. Если вначале стройка шла поступательно, то где-то с середины, проект из стройки превратился в борьбу с проблемами. В итоге из всей первоначальной задумки был начат лишь небольшой участок, который также по своему итогу оказался не достроенным, хотя, опытное движение на нём было открыто и паровоз бодро езди на расстояние в полтора десятка метров (даже со стрелками!). Посмотреть на чудо-чудное, которые пыхтит, дымит и издаёт звуки, сбегались все соседи

    Вот об этих ошибках и хотелось бы поговорить, поделившись, так сказать, некоторой частью полученного опыта.

    Сначала про концепцию. МШ планировалась как долговременное сооружение с многоуровневым вертикальным развитием рельсовой схемы. Такая задача сразу же поставила вопрос выбора лёгкого, дешёвого, но при этом удобного в использовании и крепкого материала, применяемого для опор. Выбор пал на газобетонные блоки YTONG. Так же сразу же встал вопрос о реализации туннелей, но об этом чуть позже.

    Итак, начнём с ошибок.
    Прежде всего это место. "Пятно застройки" было расположено под яблонями и имело множественные ограничения со всех возможных сторон. Если проблемы с габаритами ещё как-то можно было обойти, то вот постоянная бомбардировка яблоками становилась утомительной, а когда в очередной сильный ветер на дорогу упала крупных размеров ветка, то стало понятно, что единственным способом защититься от яблони было бы строительство навеса.

    Второй серьёзной ошибкой стало закольцовывание опорной конструкции. Никаких проблем в кольцевой кладке нет, но ровно до тех пор, пока из этого кольца вода может быстро и беспрепятственно удаляться. В данном проекте вопрос дренажа изначально был не сделан, так как считалось, что площади грунта в центре кольца будет достаточно для отвода талых вод. Однако проблема дала себя знать, когда была выполнена засыпка внутреннего пространства. Постоянное оттаивание/замораживание в конце зимы привело в наполнению внутренней зоны водой, которая, замерзая, выдавила кладку, образовав многочисленные трещины. Исправить ситуацию получилось только после серьёзной реконструкции части стен и организации системы сбора и отвода воды.

    Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	IMG_6275_small.jpg 
Просмотров:	13 
Размер:	138.3 Кб 
ID:	580 Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	IMG_2991.jpg 
Просмотров:	10 
Размер:	95.8 Кб 
ID:	583
    Фото 2015 и 2017 годов.

    Внутренняя засыпка выполнялась "подручными материалами", а именно остатками песка и щебня. Песок оказался крайне не подходящим материалом для таких целей. Сначала в нём дружно проросли сорняки. Гербициды и укрытие геотекстилем помогли решить эту проблему, но они же создали другую - теперь в песке поселились многочисленные муравьи, истребление которых также потребовало времени и соответствующих препаратов. Ну и песок прекрасно мокнет и промерзает - именно он стал главной причиной растрескивания кладки.

    Также на были проведены опыты по выбору материала рельс - с течении нескольких лет рельсы двух производителей (латунь от PIKO, и никель от THIEL) лежали под открытым небом. Никель показал прекрасные результаты в плане сохранения контакта и чистоты поверхности, в то время как латунь требовала постоянной работы по восстановлению поверхности наждачными средствами. Также рельсовые опыты показали, что с температурным расширением рельс нельзя не считаться. В случае жёсткой фиксации шпальной решётки к основанию длинные плети рельс, не имеющие возможности двигаться в стороны, ломали шпальные крепления и выгибались. Особенно ярко это выразилось на радиусных участках.

    Ну и нельзя не отметить вопрос затраченных ресурсов. В отличии от комнатного макета, строительство Садовой ЖД является достаточно сложным с физической точки зрения мероприятием. Счёт идёт на кубометры и сотни килограмм. Конечно, изначально было ясно, что проект МШ несколько больше комнатного макета, но ничто так более явно не проявляет это отличие, как перекидывание руками нескольких кубометров песка и щебня. Так что вопрос выбора строительных материалов и решений с точки зрения их лёгкости является важнейшим этапом проектирования стройки. Либо надо сразу закладываться на помощников.

    Вообще, вопрос цены достаточно остро встаёт при строительстве СадЖД. Наверно, это вообще главный вопрос, на который желательно обратить внимание с самого начала. Закупка материалов, конечно, не дёшева, но самый "подрыв бюджета" происходит из-за рельс. Рельсы, самая дорогой из компонентов СадЖД, но при этом без них нельзя. Можно ограничиться одним паровозом, можно не делать озеленение и не ставить дома, но вот без рельс не получится ничего, а докупать их постепенно и по мере необходимости не получается, так как это ограничивает ход стройки. Всё взаимосвязано, и, например, нельзя начать работы над туннелями, не завершив полностью их строительство и укладку в них рельс. Если же туннелей несколько, то "всё цепляется друг за друга" и двигаться можно только имея под рукой необходимый запас.

    Что касается положительного опыта, то прекрасно зарекомендовали себя применяемые материалы - ЭППС и газобетонные блоки. Разумеется, опыт показал ограничения в использовании этих материалов, но вместе с тем можно говорить и о том, что при грамотном применении оба материала вполне работоспособны, дёшевы и могут быть рекомендованы для строительства Садовой ЖД.

    Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	IMG_6296_small.jpg 
Просмотров:	3 
Размер:	120.7 Кб 
ID:	581
    Фото 2015г.

    Особенно ценным оказался опыт работы с ЭППС, показавший прекрасные возможности материала. На основе данного опыта разрабатываются решения системы АльбионXL. Вообще, так уж получилось, что начинавшийся как совершенно нормальная стройка, проект "Маленькой Швейцарии" превратился в полноценный полигон отработки решений и проверки материалов.

    Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	IMG_4936_sm.jpg 
Просмотров:	3 
Размер:	80.6 Кб 
ID:	582
    Фото 2016г.

    Лучше всего ЭППС показал себя при создании туннелей. Сложность геометрии (во всех туннелях радиусные участки) подсказала, что туннель должен "набираться" из отдельных элементов. Наличие электровозов с поднятыми пантографами определило необходимость обязательной организации контактной сети как минимум внутри "трубы" и зонах порталов. Это, а также необходимость красивого оформления сводов определило тот факт, что туннель должен иметь возможность сниматься как минимум на этапе строительства.
    Результаты, полученные при отработке "туннельных" решений превзошли все ожидания и будут описаны в статьях по системе АльбионXL и, разумеется, будут применены во всех новых проектах.

    Так же отлично показал себя щебень от Modellbahn.RU - цветовое покрытие не выгорает и не смывается водой. Щебень пролежал несколько лет без потерь. Кстати, птицам он также оказался совершенно не интересен, так что его можно не проклеивать, а просто сыпать на рельсы.

    В октябре 2019 было принято решение о закрытии проекта и полном демонтаже "стройплощадки". Но, на этом МШ не прощается Скоро появится "Маленькая Швейцария 2", лишённая недостатков своей предшественницы. В общем, "мы не боимся признавать свои ошибки" и с высоко поднятым флагом идём дальше!

  2. #2
    Писатель Клуб 100
    Регистрация
    04.06.2019
    Адрес
    Россия. Санкт-Петербург, Пушкин.
    Возраст
    56
    Сообщений
    483
    Записей в дневнике
    46
    Вес репутации
    6
    Цитата Сообщение от Pooh Посмотреть сообщение
    Проект МШ стартовал весной 2015г ...
    Спасибо за столь подробный рассказ!
    оффтопик
    Последний раз редактировалось kudrdima; 28.10.2019 в 11:18.

  3. #3
    Команда проекта Клуб 500 Аватар для Pooh
    Регистрация
    20.01.2018
    Адрес
    Москва
    Возраст
    43
    Сообщений
    3,880
    Записей в дневнике
    3
    Вес репутации
    10
    Цитата Сообщение от kudrdima Посмотреть сообщение
    Думается вывод не соответствует действительности: песок и щебень не являются пучинистыми грунтами.
    Именно поэтому их используют для обратной засыпки пазух фундаментов и устройство насыпей (в том числе и между подпорными стенками)
    Да, но только при организации дренажа. Например, торчащая из стенки труба (на фото), это он, дренаж, и есть. У меня же, к сожалению, получилось "корыто", которое наполнялось водой, а глина под всей конструкцией препятствовала уходу воды вниз.

    Цитата Сообщение от kudrdima Посмотреть сообщение
    Из того, что видно на втором снимке, я бы предположил, что дело в неравномерной осадке основания или неравномерном пучении грунт под разных частями дороги.
    Не. Под блоками основание в виде бетонного кольца, армированного сектой - оно цело. Ни трещин, ни изгибов - как залилось, так и есть.

  4. #4
    Писатель Клуб 100
    Регистрация
    04.06.2019
    Адрес
    Россия. Санкт-Петербург, Пушкин.
    Возраст
    56
    Сообщений
    483
    Записей в дневнике
    46
    Вес репутации
    6
    Цитата Сообщение от Pooh Посмотреть сообщение
    ... получилось "корыто", которое наполнялось водой, а глина под всей конструкцией препятствовала уходу воды вниз. ...
    Ну так значит не в песке с щебнем было дело, а в плохо фильтрующем основании.
    Зачем же их "обвинять"?

  5. #5
    Команда проекта Клуб 500 Аватар для Pooh
    Регистрация
    20.01.2018
    Адрес
    Москва
    Возраст
    43
    Сообщений
    3,880
    Записей в дневнике
    3
    Вес репутации
    10
    А дело в том, что они "подняли" воду на уровень стен. До засыпки проблемы не было - сугроб внутри благополучно протаивал вниз. Проблема как раз в песке. Он не пучинистый, да, но ровно до тех пор, пока сухой. Как только он наполняется водой, он становится очень пучинистым, а держит он её в себе на ура.

  6. #6
    Писатель Клуб 100
    Регистрация
    04.06.2019
    Адрес
    Россия. Санкт-Петербург, Пушкин.
    Возраст
    56
    Сообщений
    483
    Записей в дневнике
    46
    Вес репутации
    6
    Цитата Сообщение от Pooh Посмотреть сообщение
    ... Проблема как раз в песке. Он не пучинистый, да, но ровно до тех пор, пока сухой. Как только он наполняется водой, он становится очень пучинистым, а держит он её в себе на ура.
    Да это новое слово в строительной науке "Основания и фундаментны"!

    Попробуйте провести мысленный эксперимент:
    возьмите две стеклянные банки;
    в одну засыпьте песок;
    в обе залейте воду и поставьте на мороз.
    После замерзания воды обе банки лопнут. Значит ли это, что воздух в банке обладает пучинистыми свойствами? Ведь он был в банке до заполнения водой - так же как и песок в другой банке.

    Нет это свидетельствует лишь о том, что вода замерзая, увеличивается в объёме (примерно на 11%) - в обоих банках увеличивается: и с "воздухом", и с песком.
    Причём увеличивается вода, содержащаяся не частицах грунта, составляющих песок (между прочим в основном это кварц), а свободная вода, находящаяся между частицами песка.

  7. #7
    Команда проекта Клуб 500 Аватар для Pooh
    Регистрация
    20.01.2018
    Адрес
    Москва
    Возраст
    43
    Сообщений
    3,880
    Записей в дневнике
    3
    Вес репутации
    10
    Цитата Сообщение от kudrdima Посмотреть сообщение
    Попробуйте провести мысленный эксперимент:
    возьмите две стеклянные банки;
    в одну засыпьте песок;
    в обе залейте воду и поставьте на мороз.
    После замерзания воды обе банки лопнут.
    Давайте проведём другой эксперимент.
    Возьмите пару бокалов для коньяка и налейте в один из них немного воды - буквально на донышко и чтобы уровень не достиг самого широкого места. Второй бокал заполните полностью песком и налейте воды пока он не пропитается полностью (кстати, есть предположение, что количество воды будет примерно одинаково), а далее оба бокала на мороз. В общем, результат Вы поняли
    Вот точно такая же история была и на моём кольце.

    Но, тему я оживил по другой причине. За текущую дорогу вступились .. жена и дочка. Одной ну вот просто жизненно необходимо катать в вагонах свои игрушки, а другая постановила, что всё-таки хочет иметь перед окном "клумбу" в виде альпийской горки Так как перспективы перехода на "нуль" пока откладываются (надеюсь, что временно), а по текущей дороге в общем-то всё есть и всё куплено, то после некоторых раздумий решили всё-таки попробовать завершить данный проект "малой кровью", полностью его упростив и ограничив лишь кольцевой схемой с парой станций. Не знаю пока что из этого получится, но пока как-то так ..

    Теперь вот надо придумать, как отыскать ту границу между простотой и интересом. Да и исправить ряд компоновочных ошибок, заложенных в текущую часть проекта.

    Совершенно неожиданный год. Ещё только три месяца прошло, а всё с ног на голову летит на всём глобусе и, к сожалению, это лишь начало. Во времена перемен живём, Други. Даже на месяц вперёд прогнозить сложно, не говоря уж о более долгосрочных решениях.

  8. #8
    Писатель Клуб 500
    Регистрация
    08.11.2019
    Адрес
    Латвия, Рига
    Сообщений
    837
    Вес репутации
    8
    Если есть материалы и возможности, конечно стройте, даже простую схему. Жизнь-то проходит. Можно годами собирать материал, строить планы и в итоге остаться ни с чем.

  9. #9
    Команда проекта Клуб 500 Аватар для Pooh
    Регистрация
    20.01.2018
    Адрес
    Москва
    Возраст
    43
    Сообщений
    3,880
    Записей в дневнике
    3
    Вес репутации
    10
    Други, ломаю голову над схемой этого участка дроги.

    Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	IMG_6275.jpg 
Просмотров:	5 
Размер:	226.1 Кб 
ID:	2459 Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	IMG_6247.jpg 
Просмотров:	5 
Размер:	217.3 Кб 
ID:	2461
    Фото старые, но в общем и целом рельсовая схема останется прежней. На втором показана стрелка - её уже нет, так как "концепция" по сравнению с первоначальной идеей изменилась в сторону упрощения.

    На данный участок мы въезжаем слева снизу. Далее через несколько туннелей восходящая спираль и мы приезжаем на небольшую станцию. После неё виадук и уход "по крыше" туннеля ещё выше. Таким образом, слева от этой дороги мы имеем 2 пути - один нижний, и второй верхний.
    Опыт эксплуатации показал, что такая компоновка не удобна, так как залезть внутрь круга можно исключительно с какой-то лестницы, табуретки или как-то ещё так как "внешний контур" дороги оказался слишком высоким.

    Раз уж я решил попробовать доделать/переделать это сооружение, то вопрос вот в чём. Оставить ли компоновку как есть или попытаться как-то изменить уход со станции через виадук и сделать всё это более удобным для эксплуатации? Мне всё так же нужны 2 уровня рельс слева, причём желательно, чтобы нижний уровень так и остался бы нижним.

  10. #10
    Писатель Клуб 100
    Регистрация
    04.06.2019
    Адрес
    Россия. Санкт-Петербург, Пушкин.
    Возраст
    56
    Сообщений
    483
    Записей в дневнике
    46
    Вес репутации
    6
    Цитата Сообщение от Pooh Посмотреть сообщение
    ... На данный участок мы въезжаем слева снизу. Далее через несколько туннелей восходящая спираль и мы приезжаем на небольшую станцию. После неё виадук и уход "по крыше" туннеля ещё выше. Таким образом, слева от этой дороги мы имеем 2 пути - один нижний, и второй верхний. ...
    Не боюсь показаться непонятливым, но мне не понятная общая схема; "слева от этой дороги" - это где?

    Можно увидеть общую схему и/или на данных фото разъяснить/показать "замысел"?

Страница 1 из 3 123 ПоследняяПоследняя

Ваши права

  • Вы не можете создавать новые темы
  • Вы не можете отвечать в темах
  • Вы не можете прикреплять вложения
  • Вы не можете редактировать свои сообщения
  •