Показано с 1 по 9 из 9

Тема: Литьё металла

  1. #1
    Команда проекта Клуб 500 Аватар для Pooh
    Регистрация
    20.01.2018
    Адрес
    Москва
    Возраст
    42
    Сообщений
    2,713
    Записей в дневнике
    3
    Вес репутации
    10

    Литьё металла

    Сложная, но интересная тема.

    Первый пример, литьё алюминиевого изделия.
    Исходная модель сделана из пластилина. Остальное показано в сюжете и снабжено подробными комментариями. Как я понимаю, литьё латуни и других металлов принципиально мало чем отличается.

    Вместе мы сделаем Клуб интересным!

  2. #2
    Команда проекта Клуб 500 Аватар для Pooh
    Регистрация
    20.01.2018
    Адрес
    Москва
    Возраст
    42
    Сообщений
    2,713
    Записей в дневнике
    3
    Вес репутации
    10
    Ролик, который заинтриговал своим названием - плавка металла в микроволновке! Вот она, интрига, как она есть



    Если кому интересно, то компания, представленная в этом ролике, занимается оборудованием для литья в малых количествах. Занимается с 2005г и много чего предлагает.

    P.S. вроде как это их сайт. А может и этот.
    Вместе мы сделаем Клуб интересным!

  3. #3
    Писатель Клуб 500 Аватар для AlexK
    Регистрация
    03.12.2019
    Адрес
    Москва
    Сообщений
    772
    Вес репутации
    7
    "Микроволновки" на тонну-другую металла применяются и в промышленности: так называемые высокочастотные индукционные печи. В них, в частности, плавят нихром, из которого льют лопатки турбин турбореактивных двигателей. Плавка происходит, естественно, в тигле, печь вакуумируется. А катушка индуктивности при плавке охлаждается водой.

    Честно говоря, в бытовой микроволновке я бы плавить не рискнул...
    Первое правило железнодорожного моделизма: "Это мой макет".

  4. #4
    Команда проекта Клуб 500 Аватар для Pooh
    Регистрация
    20.01.2018
    Адрес
    Москва
    Возраст
    42
    Сообщений
    2,713
    Записей в дневнике
    3
    Вес репутации
    10
    Цитата Сообщение от AlexK Посмотреть сообщение
    Честно говоря, в бытовой микроволновке я бы плавить не рискнул...
    Дык о том и речь! )) однако, пример на экране и объяснения происходящего вполне разумны.

    С т.з. "первого шага" в вопросе плавки вполне себе любопытно. Набор из всего необходимого (за исключением микроволновки) стоит 2800р. Речь идёт о 100..150гр металла, однако для мелких изделий почему бы, собственно, и нет. Небольшая плавильная печь будет уже стоить порядка 30..40тр минимум, правда и возможности её будут выше.
    Вместе мы сделаем Клуб интересным!

  5. #5
    Писатель Клуб 500 Аватар для AlexK
    Регистрация
    03.12.2019
    Адрес
    Москва
    Сообщений
    772
    Вес репутации
    7
    В более-менее промышленных печах тоководы толщиной с мою заднюю ногу, а катушка (точнее, трубка, из которой намотана катушка) - толщиной с руку. Это сравнительно небольшая печь. И энергии она жрет неописуемое количество. У меня есть большое, даже очень большое сомнение, что киловатта-двух бытовой микроволновки хватит для плавки 150 г металла.
    Первое правило железнодорожного моделизма: "Это мой макет".

  6. #6
    Команда проекта Клуб 500 Аватар для Pooh
    Регистрация
    20.01.2018
    Адрес
    Москва
    Возраст
    42
    Сообщений
    2,713
    Записей в дневнике
    3
    Вес репутации
    10
    Цитата Сообщение от AlexK Посмотреть сообщение
    В них, в частности, плавят нихром, из которого льют лопатки турбин турбореактивных двигателей...
    Нихром? Я сейчас, конечно, институтскую скамью не вспомню (да и ДСП сие, если правильно помню), но лопатки РД33 - это "половина таблицы Менделеева", причём по очень сложной технологии литья. Один тот факт, что лопатка - это монокристалл, уже говорит о, мягко говоря, не простом литье. Причём внутри лопатки сложная система охладительных каналов, которые формируются на этапе отливки. Плюсом там всяческие напыления жаропрочных сплавов и т.п. Собственно, температура перед турбиной порядка 1500..2000 градусов в зависимости от типа двигателя. Нихромовые сплавы там, как мне кажется, просто потекут и на этом всё закончится.
    Кстати, лопатки льются с какой-то безумной степенью чистоты поверхности так как металл на столько прочный, что он почти не обрабатывается потом механически и лопатки сразу получаются чуть ли не полированными.

    Точный сплав, исесено, не знаю, но там точно иттрий, вольфрам и т.п. компоненты. Справедливости ради, основой там никель. Правда в институте нам говорили, что ведутся работы по титану и вообще керамике, но не знаю, получилось ли что-то в итоге. Если и получилось, то наверняка под грифом это всё. Институт академика Люльки (который ВИАМ) этими вопросами занимался и сейчас, наверно, активно продолжает заниматься. Т.е. я к тому, что литьё лопаток ТРД - это оооооооочень сложная и я бы сказал экзотическая задача, которую, наверно, не совсем корректно сравнивать с литьём латуни в домашних условиях
    Вместе мы сделаем Клуб интересным!

  7. #7
    Команда проекта Клуб 500 Аватар для Pooh
    Регистрация
    20.01.2018
    Адрес
    Москва
    Возраст
    42
    Сообщений
    2,713
    Записей в дневнике
    3
    Вес репутации
    10
    Цитата Сообщение от AlexK Посмотреть сообщение
    В более-менее промышленных печах тоководы толщиной с мою заднюю ногу, а катушка (точнее, трубка, из которой намотана катушка) - толщиной с руку. Это сравнительно небольшая печь. И энергии она жрет неописуемое количество. У меня есть большое, даже очень большое сомнение, что киловатта-двух бытовой микроволновки хватит для плавки 150 г металла.
    Дык принцип же разный. Да и задачи тоже. Автор этой "микроволновой" технологии говорит, что достаточно микроволновки "от 700Вт" при литье с помощью их набора. Набор на 20мл. В переводе на цвет.мет - это 150г латуни/бронзы и до 300г золота. Ну, последнее нам не светит, а вот латунь вполне себе. 150г это для нас не так и мало - вполне себе отливка получится.

    Если честно, то "загорелся" этой идеей с т.з. попробовать .. почему бы и нет. Только, по рекомендации автора, надо сначала к нотариусу сходить и написать соответствующие бумаги ) Ну и надо придумать что лить. Всё-таки какую-то форму надо сначала сделать.
    Вместе мы сделаем Клуб интересным!

  8. #8
    Команда проекта Клуб 500 Аватар для Pooh
    Регистрация
    20.01.2018
    Адрес
    Москва
    Возраст
    42
    Сообщений
    2,713
    Записей в дневнике
    3
    Вес репутации
    10
    Собственно, ещё один сюжет этого товарища, где он показывает и рассказывает о технологии на примере расплавки 60гр латуни.



    Ютуб-канал автора со всеми ссылками.

    Правда, мне кажется, что выливается там как-то меньше по объёму, нежели туда клалось. Но, это, наверно, так и должно быть ..

    А тут пример литья в кокиль.



    Бог его знает. На видео вроде работает ..

    P.P.S. чем-то автор отдалённо Адабашьяна напоминает
    Вместе мы сделаем Клуб интересным!

  9. #9
    Писатель Клуб 500 Аватар для AlexK
    Регистрация
    03.12.2019
    Адрес
    Москва
    Сообщений
    772
    Вес репутации
    7
    Цитата Сообщение от Pooh Посмотреть сообщение
    Нихром? Я сейчас, конечно, институтскую скамью не вспомню (да и ДСП сие, если правильно помню), но лопатки РД33 - это "половина таблицы Менделеева", причём по очень сложной технологии литья.
    Ну, точный состав - скорее всего, дсп, но основа - никель и хром. В заметном количестве, как ни странно, алюминий: 4-5% у разных фирм. Остальное - меньше 0,1% присадки.

    Один тот факт, что лопатка - это монокристалл, уже говорит о, мягко говоря, не простом литье.
    У нас монокристаллы толком не освоили. Но технология - да, непростая. Но ничего особо секретного нет: затравка в форме и ну ооооочнь медленное зонное охлаждение при отсутствии механических воздействий. Технология 60-х годов, но сложная и чересчур трудоемкая. Насколько я слышал, Локхид этим баловался, в купе с Пратт и Уитни, но отказались из экономических соображений: даже истребители получались по цене шаттлов.

    Причём внутри лопатки сложная система охладительных каналов, которые формируются на этапе отливки.
    Это-то как раз проще всего: литье по выплавляшкам. Сложнее потом остатки формы изнутри выковырять.

    Плюсом там всяческие напыления жаропрочных сплавов и т.п. Собственно, температура перед турбиной порядка 1500..2000 градусов в зависимости от типа двигателя
    Про напыления - впервые слышу!

    При температуре 1500 в турбине - "не взлетит". Когда я учился - было 2150, пытались дотянуть до 2250, чтобы КПД повысить. И да, это температура на поверхности лопатки, сами выхлопные газы - емнип в районе 2800.

    Нихромовые сплавы там, как мне кажется, просто потекут и на этом всё закончится.
    Однако ж, не текут!

    Кстати, лопатки льются с какой-то безумной степенью чистоты поверхности так как металл на столько прочный, что он почти не обрабатывается потом механически и лопатки сразу получаются чуть ли не полированными.
    На практике лично обрабатывал лопатки турбины пескоструйкой. Потом их наждачкой уже доводили. Не полировали, поскольку у полированных хуже теплопередача от поверхности к охлаждающей жидкости (обычно - горючее перед попаданием в камеру сгорания).

    Точный сплав, исесено, не знаю, но там точно иттрий, вольфрам и т.п. компоненты.
    Точный состав - босюсь, даже не ДСП, а совсекретно. У любой фирмы. И всех этих компонентов там вряд ли больше 0,1% каждого.

    Правда в институте нам говорили, что ведутся работы по титану и вообще керамике, но не знаю, получилось ли что-то в итоге.
    Титан при 1000 градусах тупо сгорит, даже не расплавится. Из него лопатки компрессоров делают, а не турбин. А если кто и попытается применить титановые сплавы в атмосфере выхлопных газов камеры сгорания - то ему надо шапочку из фольги и срочно живительный галоперидол трансбукально, ведра полтора в качестве стартовой дозы. Про керамику - никогда не слышал, но сильно сомневаюсь: слишком хрупкая.

    Т.е. я к тому, что литьё лопаток ТРД - это оооооооочень сложная и я бы сказал экзотическая задача, которую, наверно, не совсем корректно сравнивать с литьём латуни в домашних условиях
    Вот именно этому меня когда-то и учили: литье титановых и жаропрочных сплавов в авиационной промышленности. А на практиках - и рукаи щупал это все.
    _______________

    Опять же, как подсказывает старик Альцгеймер, есть жаростойкость, а есть жаропрочность. Так вот в турбине важна именно жаропрочность, то есть прочность при высокой температуре и в агрессивной среде. А жаростойкость - способность просто выдерживать высокие температуры. Если взять тот же вольфрам - то у него довольно высокая жаростойкость, а вот с жаропрочностью дело хуже. Еще хуже у титана с этим делом: он, когда напитывается водородом, даже в тысячных долях процента, становится дико хрупким. А водород в продуктах сгорания топлива, иначе говоря, керосина (смеси разных углеводородов) - хоть в остаточных количествах, но присутствует. Да и горит этот титан почти как алюминий.
    Последний раз редактировалось AlexK; 10.07.2020 в 09:43.
    Первое правило железнодорожного моделизма: "Это мой макет".

Ваши права

  • Вы не можете создавать новые темы
  • Вы не можете отвечать в темах
  • Вы не можете прикреплять вложения
  • Вы не можете редактировать свои сообщения
  •