• Модели в "нуле" - история масштаба 1:45

    Типоразмер 0 - это самый первый стандартизированный (именно стандартизированный по всем правилам) масштаб. Стандартизацию и окончательное формирование масштаба провела фирма Märklin и присвоила ему обозначение 0. В те годы (1892 год) колея реальной железной дороги была равна 4 фута и 6 дюймов. Для модельной дороги приняли ширину колеи в 1 дюйм. В пересчете и получился масштаб 1/43,5. Именно 43,5, а не 43 считается правильной интерпретацией масштаба.
    Впоследствии с повсеместным увеличением колеи реальной железной дороги до стандарта 1435 мм увеличили колею и модельной. Получилось 33 мм.

    В двое меньший от "нуля" масштаб назвали H0 (Halb Null - Половина нуля) и присвоили ему масштаб 1/87 (1/87 разделить на 1/43,5 получится ровно 2). Колею тоже уменьшили ровно на половину получив 16,5мм.

    Постепенно по причинам удобства и технологичности производства (по тем временам) модельную колею сузили до 32 мм и с этим стандартом она дожила и до наших дней. Но сам масштаб остался тем же.

    Потом для модельной железной дороги начали выпускать и различные аксессуары. В том числе и автомобили. Первый автомобильчик в данном масштабе выпустила опять же фирма Märklin. Сейчас эти машинки стоят тысячи евро и продаются только на серьезных аукционах.

    Потом автомобили-аксессуары стали производить и другие производители. А еще позже дробный масштаб 1/43,5 многие производители постепенно округлили до целых и получилось 1/43.
    Кстати, точно такая же судьба и у других популярных масштабов коллекционных автомобилей. 1/87, 1/64 и других - изначально они появились как аксессуары к железной дороге соответствующего типоразмера.

    Чуть позже появились стандарты на совместимость моделей разных производителей и возникли нормы NEM. Вернее сами нормы NEM возникли позже, но появилось нечто наподобие их. Требования к габаритам моделей, чтобы они беспрепятственно проходили в кривых не задевая друг-друга.

    И вот эти требования подмяли под себя все. В США реальный габарит железнодорожного подвижного состава крупнее, чем в Европе и в пересчете при сохранении той же ширины моделей в мм получился масштаб 1/48. А в Британии по прежнему оставался в использовании 1/43,5.
    Колея при этом осталась неизменной - 32 мм.

    Уже в наше время, после возрождения масштаба, некоторые компании производители в погоне за точностью масштаба (в том числе и колеи) пересчитали масштаб и получили, что 1435мм с колеей в масштабе 32 мм это 1/45.Постепенно число компаний перешедших на 1/45 увеличилось. Ну а в последнее время практически все массовые производителей жд моделей тпоразмера 0 перешли на масштаб 1/45.
    У американцев сам подвижной состав в габаритах крупнее (как и советский) и для того чтобы вписать его в габариты, масштаб тоже пересчитали и получили 1/48. Тем более что это еще и популярный дюймовый "корабельный" масштаб от которого пошел и авиационный.

    На иллюстрации один и тот же вагон в масштабе 1/43,5 и 1/45.



    Как видите, разница минимальная и вполне совместимая для совместной эксплуатации и составляет всего 3,3%
    На глаз заметна только если поставить рядом буфер к буферу два одинаковых вагона (именно только если вагоны одинаковые как прототип) в этих двух масштабах. Если же ставить их уже через один (даже одинаковые как прототип), то разница на глаз не заметна вообще!
    Этим и воспользовались производители моделей, постепенно перейдя на 1/45.

    Более того, вагоны 1/45 прекрасно соседствуют с автомобилями 43-го. Разница в масштабах незаметна.

    Вот и получается что типоразмер "нуль" в зависимости от страны прототипа включает в себя три масштаба - 1/43,5, 1/45 и 1/48.